Описание
Дата: | November 28, 2017 |
---|---|
Адрес: | - Тлярата |
СОСТАВ ЭКСПЕДИЦИИ:
Ежевика Спиркина –звукорежиссёр, интервьюер, водитель, организатор экспедиции
Амир Амиров – видеооператор, фотограф
Ахмедибиров Набигула Ахмедович (директор Центра традиционной культуры народов России с. Мехельта) – фотограф
СМИ: интернет-портал http://musecube.org
ПРИГЛАШЕННЫЕ ГОСТИ: художник Мурад Халилов
ОБРАБОТКА АУДИОМАТЕРИАЛА: Ежевика Спиркина
ОБРАБОТКА ФОТОМАТЕРИАЛА: Сергей Фалин
ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕДИЦИИ: Умардибиров Магомед Мирзаевич
МАРШРУТ:
Москва – Махачкала – село Тлярата Гумбетовского района республики Дагестан – село Мехельта Гумбетовского района республики Дагестан – село Тлярата Гумбетовского района республики Дагестан – Махачкала
РЕСПОНДЕНТЫ: ансамбль «Гумбетовские таланты», Саипова Алипат Магомедовна
Тлярата («лъар» с аварского языка – речка) буквально — место, расположенное над речкой.
Селение расположено на солнечном склоне над речкой Тляратинкой, притоке реки Андийское Койсу. Над селом, на севере, возвышается хребет Салатау, на юго-востоке Гимринский хребет, на северо-западе – Андийский хребет, высота над уровнем моря 1400 метров. Перед селом находится невысокий синклинальный хребет, с крутыми отвесными склонами на южной стороне, на которой находился лес.
На западе Тлярата граничит с райцентром Мехельта, на северо-востоке с. Аргвани, на юго-востоке с. Ингиши. В северной части села находятся старинные постройки бывших домов, новые дома раскинулись более удобных местах, на нижних склонах, плато. Село утопает в зелени садов. Рядом с селом проходит государственная дорога, соединяющая все села района с республикой, трасса «Хасавюрт – Мехельта».
Скорее всего село возникло до принятия ислама, поскольку название одного из кладбищ — «Капурзабазул хабал», что означает «не мусульманское кладбище». При строительстве новых домов люди обнаруживали скелеты людей в разных позах — в сидячем и скрученном положении и хоронили их в действующих кладбищах.
Вариантов о возникновении села несколько. По одной версии село основали выходцы из других сел, вынужденных покинуть свое село из-за кровной мести или вражды.
Ещё одна версия изложена в книге Мусы Расулова «Седой Гумбет — мой родной край»: «В республиканском архиве я много месяцев провел за изучением историй сел. Гумбетовского района. Там я встретился с Шамсудином Исаевым из селения Тад-Магитли Ахвахского района, он уверял, что Тлярата — это бывшее село из Ахвахского района, которое было переселено в Гумбетовский район. С 1340 года до 1520 года на Ахвахские земли были переселены 30-35 хозяйств из сел. Анцух высокогорного Тляратинского района. Они одними из первых добровольно приняли ислам на 10 лет раньше, чем остальные Ахвахцы. В знак поощрения тляратинцев анцухцев и назло ахвахцам, медлившим с приобщением к исламу, Ибрагим – Нуцал выделил пришлым людям самые лучшие земли Ахвахского района, повыше села Зоно-росо, где сейчас сохранились остатки разрушенных стен и фундаменты домов. Ахвахцы стали требовать налог с урожая, выращенного на их земле в размере 1/3 части и с каждого хозяйства по 1 овце в течение года. На этой почве возникли столкновения и кровопролития. Тогда тляратинцам надоело бесконечная тяжба с ахвахцами, и предварительно договорившись с гумбетовцами, они переселились на хутор мехельтинцев. Это произошло в 1520-1530 гг. Ахвахцы уважали тляратинцев, как очень способных и трудолюбивых людей, уважительно называли их узденями, более 300 га земли, принадлежавшие в свое время анцухцам, тляратинцам в Ахвахском районе, до сих пор называют «вакфу».
Сегодня в с. Тлярата проживает более 140 семей. До 1874 года села Тлярата и Мехельта вели совместное хозяйство, позже села разделились, многие земли мехельтинцев на территории села были выкуплены тляратинцами.
Из достопримечательностей села Тлярата — холм, который называют « ХIарщ буцулеб гох!» (Глиноземный холм). Там добывали глину в конце XIX начале XX веков. В 40-70 годы ее использовали как пластилин для лепки на уроках труда в школе. На холме находятся океанические скелеты морских звезд, ракушечников, и др. Возможно когда — то это место являлось дном древнего океана Тетиса.
В самом селе и в окрестностях находятся 9 родников, откуда брали воду для исцеления от болезней, есть карстовые пещеры.
В центре села находится старая мечеть, восстановленная в 80 г. XX века.
Тлярату называли селом муалимов, затем селом учителей, служащих и ответственных работников. Уроженцы добились значительных успехов в области физико-математических, химических, философских, экономических, социальных, медицинских, ветеринарных наук. Сельчане — талантливые поэты, ювелиры, вязальщицы, сапожники, каменщики, сундучники. Среди жителей села заслуженные и почётные работники культуры и образования, заслуженные врачи и отличники просвещения.
Селение знаменито летчиками и офицерами морского флота: Гасановым О. Н., Идрисом Балевым. Руководитель знаменитого ансамбля «Ватан», заслуженный деятель культуры Республики Дагестан, Чечни и России Ухумаали Магомедалиев — уроженец села Тлярата.
В селе находятся действующая мечеть, медресе, средняя школа, библиотека, Дом культуры и досуга, фельдшерский пункт.
В настоящий момент полностью реконструирован гостевой кунакский дом.
Село готово принять гостей-туристов и предложить разнообразные этномаршруты: от пешего до конного путей.
Умардибирова Алипат Саиповна /OYMEexpeditions 28_11_2017/
ПОДРОБНЕЕ ВСЕ ОБ САИПОВОЙ АЛИПАТ МАГОМЕДОВНЕ > > >